воскресенье, 29 июля 2012 г.

Об общем собрании и приходно-расходной смете




Во время субботних приемов в правлении приходится слышать от садоводов вопросы о том, почему не проводится общего собрания для принятия сметы. В этой статье я постараюсь осветить историю этого вопроса так, как она воспринималась лично мной.
Если ознакомиться с протоколом общего собрания уполномоченных от 18 февраля 2012 года, то можно увидеть, что в повестку дня были включены определение задач на 2012 год, утверждение сметы, штатного расписания и тарифов на 2012 год. Докладчиком планировался председатель правления Самусенков А.М. Надо сказать, вопросы были поставлены правильно: утверждению приходно-расходной сметы должно предшествовать определение целей и задач, плана работы на год.
Однако после того как собрание отказало Самусенкову А.М. в избрании на новый срок, доклад его не был прочитан, и планы прежнего руководства так и остались неведомы для большинства садоводов. Можно предполагать, что одной из задач могла бы быть поставлена передача управления высоковольтной ЛЭП Садоводческой электрической компании, устав которой также предполагалось утвердить. Понятно, что у вновь избранного председателя правления Малышева А.Л. такого доклада подготовлено не было. Поэтому в протоколе общего собрания от 18 февраля 2012 года было отражено следующее:
«Малышев А.Л. предложил проголосовать по следующим вопросам:
новому правлению подготовить смету и в летние месяцы провести собрание на Рыбачьем;
утвердить членские взносы в размере 3000 рублей;
установить плату за 1 квт электроэнергии 1,39 руб.
Результаты голосования по указанному предложению:
«за»-249, «против» - 10, «воздержались» - 0».
Надо сказать, что вследствие такого исхода событий товарищество наше оказалось в несколько затруднительном положении. В литературе об управлении можно встретить такую фразу: «управлять – это составлять планы и проверять их исполнение». Применительно к нашей ситуации это означает, что без принятия плана работы на год общим собранием садоводы теряют возможность управлять делами товарищества. Без определения плана работы органы управления товариществом, не имеющие представления о том, в каком направлении двигаться и каким должен быть конечный результат, обречены теряться в мелочах.
Новое правление, помимо перипетий, связанных с передачей власти и началом дачного сезона, оказалось перед сложной проблемой проведения общего собрания для принятия приходно-расходной сметы на 2012 год.
Прежде всего, возникал вопрос о том, каким образом осуществлять текущую деятельность до принятия приходно-расходной сметы? Ведь в силу устава нашего товарищества, расходование денежных средств товарищества производится по документам, подписанным председателем правления и бухгалтером (казначеем) согласно приходно-расходной смете, утвержденной общим собранием. То есть расходование средств вне статей принятой в установленном порядке приходно-расходной сметы противоречит уставу.
Моя позиция состояла в том, что в данном случае должны действовать по аналогии положения бюджетного законодательства. Текущая деятельность организации не терпит пустоты, и нельзя говорить, что в какой-то момент у товарищества нет приходно-расходной сметы. Если не принята приходно-расходная смета на текущий год, то действует ранее принятая смета. В каждый месяц, прошедший до принятия новой сметы, товарищество вправе тратить по одной двенадцатой части расходов, предусмотренных сметой на предыдущий год.
На эту позицию приводились возражения о том, что уложиться в прежнюю приходно-расходную смету невозможно. После смены руководства новое правление столкнулось со своего рода саботажем прежних наемных работников, которые почти в полном составе уволились. Товариществу нужно было принимать на работу бухгалтера, энергетика, электриков. Найти новых работников на ту же заработную плату довольно сложно. Кроме того, говорили о том, что заложенная в прежнюю смету заработная плата электриков была ниже установленной законом минимальной оплаты труда. Так что волей неволей за пределы прежней сметы выходить придется. В этой связи еще в марте председателем правления был представлен проект штатного расписания. После обсуждения его было принято решение о необходимости его доработки. Невозможно принимать штатного расписания, не имея приходно-расходной сметы, в которой были бы определены размеры средств, выделяемых на оплату труда. Так что сначала нужно было решать вопрос о смете.
К тому же было предложено вместо найма бухгалтера заключить договор с бухгалтерской фирмой. Поскольку по закону председатель правления вправе заключать договоры от имени товарищества только с согласия правления, вопрос о заключении этого договора также рассматривался правлением в марте месяце. По представленному проекту договора были высказаны замечания. Но более этот вопрос на правление не выносился.
Однако я все же считаю, что если обстоятельства требовали отступления от статей расходов предыдущей сметы, то это должно было побуждать правление к скорейшему выполнению решения общего собрания о подготовке сметы и проведении дополнительного «общего собрания летом на Рыбачьем». Тем более что это собрание необходимо и для решения вопроса о бухгалтерии. В уставе нашего товарищества ничего не говорится о возможности заключения договора на бухгалтерское обслуживание со сторонней организацией. Такая возможность не предусматривается уставом, но и не исключается им. Вместе с тем в уставе говорится о том, что к исключительной компетенции общего собрания относится дача согласия по представлению председателя правления на назначение главного бухгалтера. Поскольку при заказе бухгалтерского обслуживания в сторонней организации эта организация как бы становится на место главного бухгалтера, можно сделать вывод о том, что для заключения договора с такой организацией также необходимо согласие общего собрания.
Но вернемся к смете. Напрасно полагать, что подготовка сметы – это вопрос исключительно бухгалтерский. Бухгалтерия ориентирована на отражение результатов прошлой деятельности, так сказать, писание финансовой истории. Между тем планирование обращено не к прошлому, а к будущему, и связано с определением целей. Цели – это и есть наше представление о том, каким должно быть будущее. Приходно-расходная смета – это лишь инструмент планирования. Поэтому, как уже подчеркивалось выше, совершенно правильно в повестке дня общего собрания от 18 февраля 2012 года вопрос о задачах на год предшествовал описанию предлагаемой сметы.
Надо сказать, что вхождение в дела товарищества как-то заслонило проблему разработки плана работы на год. Вопрос о том, каких результатов мы хотим достичь через год, какие действия для этого предпринять и в какие сроки, ни разу не обсуждался на правлении.
Видимо, это обстоятельство сыграло не малую роль в том, что даже проект приходно-расходной сметы так и не был принят. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делалось. Поначалу этот вопрос был устно поручен одному из членов правления. Однако поскольку полномочия членов правления так и не были распределены, и внутренний регламент работы правления принят не был, оставалось неопределенность в вопросе о том, насколько обязательно это поручение. В конце концов, в мае членам правления был представлен проект сметы, разработанный при участии бухгалтерской фирмы. После обсуждения были высказаны замечания по этому проекту и принят он не был. Более вопрос об этом до настоящего времени не поднимался.
И понятно почему. Принятие приходно-расходной сметы находится в исключительной компетенции общего собрания. Разработка проекта сметы имеет резон только в том случае, если выполняется решение общего собрания о проведении дополнительного общего собрания «летом на Рыбачьем». Нет смысла разрабатывать проект сметы, если не проводить общего собрания.
Вопрос о том, каким образом проводить внеочередное общее собрание, периодически поднимался на правлении в течение апреля. На фоне проходящего судебного спора головной болью было обеспечение кворума.
19 апреля я представила свои предложения по этому поводу. Я полагала, что общее собрание следует проводить в соответствии с уставом. Устав нашего товарищества предусматривает, что общее собрание проводится в форме собрания уполномоченных по норме представительства один от трех. Поэтому я полагала, что прежде чем проводить общее собрание, следует организовать выборы 328 уполномоченных. В этом случае для наличия кворума будет достаточно присутствие половины плюс один голос от общего состава избранных уполномоченных, то есть 165 уполномоченных. А явку такого количества уполномоченных вполне реально можно обеспечить, и они могут собраться даже у здания правления.
Самой сложной задачей в этом плане была организация выбора уполномоченных. Проблема в том, что в нарушение Закона о садоводческих объединениях наш устав, указывая на норму представительства, не определяет порядка избрания уполномоченных. Эту проблему я предлагала решить путем принятия правлением временного Положения о выборах уполномоченных. В этом положении предлагалось бы избрание уполномоченных от пяти-шести секторов. Временное положение предусматривало бы упрощенный порядок выдвижения кандидатов и голосования за них. Каждый из членов правления был бы ответственным за проведение выборов в одном из секторов.
В случае принятия моего предложения 1 – 2 мая могли бы быть выдвинуты кандидаты (то есть попросту записаны те, кто желает), а 6 – 7 мая – проведено голосование в заранее определенных местах в пределах каждого из секторов без порога явки. После проведения выборов по каждому из секторов составлялся бы протокол голосования, а на основании всех протоколов – итоговый протокол по выборам, содержащий списки 328 уполномоченных.
Потом эти уполномоченные извещались бы о проведении общего собрания на территории Рыбачьего. По моим расчетам, такое собрание можно было бы провести в конце мая – начале июня. При проведении нужно было бы предусмотреть огораживание территории хотя бы веревками и возведение трибуны.
Но на заседании правления 19 апреля план мой не был принят. Большинству правления он показался слишком сложным в части выбора уполномоченных. Позже в конце апреля мне сообщили, что правление решило проводить общее собрание в форме непосредственного участия членов товарищества вечером в одну из сред в конце мая… в ДК «Энергия». Понятно, что такого рода предложение заведомо обречено на провал, ведь для обеспечения кворума при проведении общего собрания в форме непосредственного участия необходимо присутствие по крайней мере 494 (!) членов товарищества. Собрать такое количество и зимой в субботу невозможно, а уж летом, в период дачного сезона, да еще и в рабочий день – просто немыслимо. Хорошо, если человек двадцать придет… Только деньги на аренду зала будут выброшены на воздух …
Май, с его праздниками, прошел быстро. Тема проведения общего собрания ни разу не озвучивалась более. Впрочем, во второй половине июня, во время субботнего приема один из садоводов поинтересовался у председателя правления, почему не созывается общее собрание. Малышев А.Л. ответил, что собрание будет проводиться в ноябре, после окончания дачного сезона.
Но что делать с так и не принятыми приходно-расходной сметой и штатным расписанием? Во время одного из последних обсуждений председатель правления согласился с тем, что придется руководствоваться сметой, утвержденной на предыдущий год.
Таким образом, в силу описанных причин на этот год наше товарищество оказалось несколько выбитым из колеи. Будем надеяться, что в следующем году положение нормализуется, и общее собрание, которое, как теперь уже ясно, будет проводиться в зимний период, определит задачи товарищества на 2013 год, утвердит на их основе смету и штатное расписание, решит вопрос о бухгалтерии. Важно обеспечить легитимность проведения общего собрания, то есть наличие кворума, регистрацию явившихся членов товарищества и допуск к голосованию только членов товарищества или их представителей по доверенностям.

Комментариев нет: