вторник, 5 июня 2012 г.

Причины молчания блога


Наш блог молчал более месяца. Это произошло вовсе не потому, что я забыла про него. Просто имелись веские основания взять паузу.
Вспомним, при каких обстоятельствах блог начал свою работу в марте этого года. Дела новому руководству не передавались, был возбужден иск в суде, и над товариществом назрела опасность паралича его деятельности. Было остро ощущение того, что права нового руководства основаны на решении собрания уполномоченных от 18 февраля 2012 года, и отчетливо сознавалось, что в действительности эти уполномоченные не избирались.
Для меня, как юриста, осознание этих проблем диктовало стремление обеспечить легитимность прошлого решения и не допустить возникновения этих ситуаций в будущем. Решить первую проблему должно было проведение заочного голосования, вторую – принятие нового устава, предусматривающего вменяемую норму представительства и порядок избрания уполномоченных. Необходимо было также исполнить решение собрания уполномоченных от 18 февраля о проведении дополнительного собрания в мае, об обращении в прокуратуру. Утвержденный собранием акт ревизионной комиссии содержал рекомендацию создать комиссию по контролю за соблюдением законодательства.
Казалось, что правление связано общей задачей: обеспечить твердый правовой порядок в товариществе и легитимность его решений. Я начала разрабатывать новый устав, положения о выборах уполномоченных, о правлении и о комиссии по контролю за соблюдением законодательства.
Однако в начале апреля эта ситуация разрядилось. Внушительный поток садоводов, идущих на заочное голосование, разрушил имеющиеся у кого-то иллюзии о том, что новое правление может быть фактически не допущено до управления. Началась передача дел, растянувшаяся, правда, почти на два месяца. Оказалось, что было оспорено не собрание от 18 февраля 2012 года, а предыдущее собрание прошлого года. Угроза остаться не у дел, отошла на второй план.
Как бывает всегда, отпадение общей задачи, в данном случае задачи принять дела, стала почвой для проявления самого широкого спектра суждений внутри правления.
На одном полюсе этого спектра находилось мнение о том, что начатое необходимо закончить. Надо в короткие сроки предпринять самые активные действия (обзванивать садоводов, побуждать их голосовать, если надо, ехать к ним домой, привлекать к проведению голосования других и т.д.) с тем, чтобы как можно скорее добиться кворума на заочном голосовании и подвести его итоги. Только такие результаты были бы убедительны. Это предполагало неусыпный контроль за ходом заочного голосования. В соответствии с решением собрания от 18 февраля 2012 года надо готовить собрание уполномоченных в мае, поскольку смету принять не успели. В соответствии с законом и уставом для этого надо обеспечить выборы уполномоченных, приняв соответствующее временное положение. Мною был разработан проект, в соответствии с которым можно было бы организовать выборы уполномоченных на майских праздниках по пяти большим секторам. Собрание в мае должно быть посвящено не только принятию приходно-расходной сметы, но и обеспечить проведение реформы управления товариществом, обеспечить надежную и простую процедуру выбора уполномоченных, организацию комиссий по выборам и контролю за соблюдением законодательства. Для этого к собранию надо готовить проекты устава, положений о выборах, о правлении, о комиссии по контролю за соблюдением законодательства. Именно принятие нового устава требовало ответственного отношения к легитимности собрания уполномоченных.
На другом полюсе спектра мнений можно было слышать о том, что все, что происходило в феврале – марте, надо забыть. Дела переданы, угрозы сняты, можно начать заниматься текущей работой. Сама тема легитимности должна быть предана забвению, незачем будоражить народ. Если садоводам не говорить о проблемах легитимности, то вскоре они обо всем забудут, ведь кроме посадок овощей их ничего не интересует. Так как заочное голосование самим фактом своего проведения напоминает о недостаточной легитимности собрания уполномоченных от 18 февраля, можно предать забвению и само заочное голосование, по крайней мере, не заботиться о его ходе и подведении его итогов. Поскольку любые проекты реформ основаны на изучении недостатков управления, чтобы не будоражить народ, следует забыть об их составлении. Не нужны никакие выборы уполномоченных, надо делать все так, как прежде, то есть считать «уполномоченными» тех, кто пришел на собрание. Все эти «юридические» страсти надо погасить, чтобы погрузиться в атмосферу дорог, энергетики и разбора разного рода склок между садоводами. Уставы эти никому не нужны, их никто не читает. Если и проводить общее собрание, то только для утверждения приходно-расходной сметы, и для его проведения никаких выборов уполномоченных не нужно. Надо так же, как и раньше, объявить проведение собрания в ДК «Энергия», не заботясь о его легитимности, регистрации явившихся, допуске к голосованию только членов товарищества. Нелегитимность вообще не страшна, даже если суд признает выборы правления и его председателя недействительными, до избрания нового все равно останется работать тот, кто зарегистрирован в налоговой инспекции….
Как видим, приведенный спектр суждений о направлении развития товарищества оказался непомерно широк. Поскольку первоначально предполагалось, что блог будет выражать мнение правления, встал вопрос о том, насколько это мнение едино и, соответственно, можно ли  вообще его выражать. Тем более что стали раздаваться голоса о том, что «все пошло не так», а предполагаемые реформы вовсе не нужны.
В такой обстановке выражать мнение правления можно лишь при наличии определенных официально признанных полномочий. А вот относительно определения этих полномочий дело также далеко не сдвинулось. Почти сразу после избрания нового правления мною был подготовлен проект Положения о правлении, основной идеей которого было разграничение сфер компетенции между членами правления. Ведь команда отличается от бесформенной массы именно распределением ролей, предполагающим специализацию и разделение функций. В юридической практике приходилось встречать случаи, когда председатель правления оставался по существу один, без какой-либо действенной помощи со стороны членов правления и ничего не успевал. Чтобы не допустить этого, в проекте Положения о правлении предлагалось закрепить за членами правления курирование по определенным направлениям деятельности: порядок, энергетика, дороги, экономика, правовая работа и связи с общественностью. Эти кураторы могли бы быть докладчиками по определенным вопросам при их обсуждении на правлении и общих собраниях. В проекте Положения были закреплены и формы работы правления – обязательность составления графика заседаний правления, повестки дня заседаний, заблаговременного сообщения ее членам правления, назначение докладчиков, принятие четких решений по вопросам повестки дня, своевременное составление протоколов.
Хотя проект Положения был разработан еще в начале марта, только в середине апреля дошла очередь до его обсуждения на правлении. Здесь прозвучали также самые разнообразные мнения. Хотя большинство присутствующих согласились с необходимостью принятия Положения о правлении, не все согласились с закреплением за ними определенных направлений деятельности. Понятно, что такое закрепление означает принятие определенной личной ответственности. Не все оказались готовы принять на себя такую ответственность.
Можно было услышать мнение о том, что правление вообще существует для «галочки», а реальную работу должен осуществлять оплачиваемый председатель. При такой концепции члены правления «вообще не нужны», они представляют своего рода «кивал», которые изредка приглашаются для того, чтобы сказать «одобрямс» уже принятым решениям председателя.
Согласно другой концепции, члены правления должны «делать все вместе». Но поскольку «делать все вместе» - это ничего не делать каждому в отдельности, правление в таком случае должно представлять своего рода дискуссионный клуб, говорильню. Заседания его можно проводить без повестки дня, не в строго назначенное время, без докладчиков, принятия решений и составления протоколов. Время от времени собрались без повестки дня, поговорили о чем-то, поспорили и разошлись, не приняв никаких решений.
В результате Положение о правлении так и не было принято, его решили «доработать» и больше про него до настоящего времени не вспоминали. В числе прочих направлений курирование связей с общественностью осталось подвешенным в воздухе, полномочия выражать мнение правления ни за кем не были закреплены. Если нет поручения, что можно писать в блоге? Как выражать официальную позицию, если ее нет?
Если тему реформы управления не следует поднимать, то, может быть, можно писать о текущих делах товарищества? Проблема в том, что информирование о повседневной работе требует выстраивания определенной системы передачи таких сведений. Нужен определенный интерес к размещению информации для садоводов. В отсутствие такого интереса как получить информацию, чтобы писать о чем-то другом?
По этим причинам я и не могла размещать новые сообщения в блоге.

Комментариев нет: